Яндекс.Метрика

Fra Angelico Это старый сайт, испорченный рекламой!

Перейти на новый сайт (без рекламы)

Фрески

. содержание


следующая предыдущая


Фрески монастыря Сан Марко во Флоренции
Часть 1: Кельи 1-14
( 1938 - 45. Флоренция )

В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.

Анжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца.

По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.

В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.

Кисти самого Анжелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1, Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой — так называемым Мастером кельи № 2. Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены (Крещение Христа, Воздвижение креста, Муж скорбей и Бичевание) в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Несение креста в келье № 28 принадлежит другой руке, Распятие в келье № 29 — работа Беноццо Гоццоли. В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены Пригвождение к кресту и две композиции Распятие со святыми, которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.

Фрески Сан Марко Noli mi tangere (Не прикасайся ко мне)
1440-41. Фреска. 180 x 146 см. Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Noli me tangere (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.

Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.

Фрески Сан Марко Положение во гроб
1440-41. Фреска. 184 x 152 см. Келья 2, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Положение во гроб – свидетельство того, что Иисус умер реально, он прожил реальную жизнь – конечную, с необратимой смертью. Но представленная Анжелико сцена – не просто апологетический рассказ, это выражение таинства общения живых с миром мертвых. В крупных религиях обряды погребения предназначены для того, чтобы помочь мертвым достигнуть места своего пребывания в загробной жизни, дать им средства для выполнения последнего путешествия. Обряды подготовки тела покойника выполняются женщинами – речь идет о переходе в загробный мир, о чем-то вроде рождения в другой жизни, и это дело женщин, служанок жизни.

Фрески Сан Марко Положение во гроб. Фрагмент
1440-41. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция

В этой сцене Положения во гроб Анжелико подчеркивает элемент сострадания. Сострадание Христу – прежде всего выражение любви. Оно представлено в образе Марии, матери Иисуса. Она поддерживает его голову как голову новорожденного, который заснул.

Фрески Сан Марко Благовещение
1440-41. Фреска. 190 x 164 см. Келья 3, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благовещение в келье № 3 на втором этаже - одна из самых прекрасных фресок Фра Анжелико. Отказавшись от того, что было характерным для Благовещения из Кортоны и других, основанных на нем произведений, Анджелико создал композицию высочайшей строгости. Теперь вместо лоджии в стиле Брунеллески, с садом и входом, ведущим в соседнее помещение, он изобразил напоминающий келью интерьер с глухой стеной, который выполняет двойную функцию: не только служит пространственным окружением для персонажей, но и заставляет зрителя полностью сосредоточиться на замкнутой в себе сцене. Крестовый свод в духе архитектуры Микелоццо, написанный с чистотой почти абстрактной формы, — один из красивейших фрагментов фрески. Трактовка движения фигур, которой уделялось много внимания в раннем алтаpe Благовещения, больше не занимает мастера: Мадонна и архангел в своей строгой сдержанности и неподвижности напоминают почти скульптурную группу. Слева изображен святой Петр Мученик.

Фрески Сан Марко Благовещение. Фрагмент

Фрески Сан Марко Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом
1440-41.Фреска. 178 х 150 см. Келья 4, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фрески Сан Марко Рождество
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 5, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Следуя популярным тогда религиозным традициям, Анжелико изображает в сцене Рождества Иисуса осла и быка – мирных животных, необходимых в жизни любого крестьянина Средних веков, символизируя осуществление пророчества Исайи: Вся природа будет примирена. Младенец Иисус лежит на голой земле, это символ Божественного пришествия в человеческий мир. Вместе со Святым Семейством изображены святой Петр Мученик и святая Екатерина Алексендрийская.

Частично эта фреска атрибутируется школе Фра Анжелико.

Фрески Сан Марко Преображение Господне
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 6, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В келье № 6 взору предстает едва ли не самая замечательная фреска мастера - Преображение. Величественная фигура Христа с распростертыми руками в световом круге составляет префигурацию Распятия; под этой великолепной скульптурной фигурой, внизу, в позах, выражающих изумление и благоговейный трепет, склонились к земле три апостола. Изображенные под руками Христа головы Моисея и Илии свидетельствуют о том, что Анджелико уверенно владел искусством пластической моделировки.

Христос стоит на камне, предвосхищая свое воскрешение из могилы. Его скульптурная фигура, одетая в сверкающую белую мантию, заключена в белую мандорну (овал). Его пристальный взгляд не направлен непосредственно на зрителя. У основания скалы трое апостолов присели в испуганных позах, но их фигуры не нарушают удивительной созерцательной отстраненности этой драматической сцены, свойственной, впрочем, всем фрескам этого цикла.

По краям фрески стоят Мария и святой Доминик в позах сосредоточенного моления, строгие и безразличные к происходящему вокруг них. Ниже рук Христа изображены головы Моисея и Илии, как символы, помогающие медитации. Нет никаких попыток создать дополнительного пространства в картине, будучи стимулом для молитвы, она не требует большего. С точки зрения Анжелико, слишком сложная пространственная структура, также как и интенсивное использование цвета, могли бы ослабить силу картины.

Фрески Сан Марко Преображение Господне. Фрагмент

Фрески Сан Марко Осмеяние Христа
1440-41. Фреска. 188 x 164 см. Келья 7, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В композиции Осмеяние Христа центральная фигура дана сидящей в строго фронтальном положении, на фоне прямоугольного занавеса с изображенными на нем символами Страстей. Использование эмблематической иконографии, известной еще треченто, в данном случае могло быть продиктовано стремлением отойти от драматизма действия и повествовательности, сопряженных обычно с трактовкой этой сцены.

Христос сидит в комнате с простыми ровными стенами, одетый в белую мантию и тунику. Большая плита белого мрамора под ним добавляет светящейся белизны, окружающей его. Его глаза завязаны платком, на голове – терновый венец. За ним находится экран, подвешенный на гладкий фриз, с изображенными на нем символами Его унижения: головы плюющего солдата, рук бьющих Его, руки и палки, прижимающей терновый венец к Его голове. На низкой ступени на переднем плане картины сидят Мадонна и святой Доминик, они не глядят на Христа, а сидят к нему спиной, погруженные в глубокую медитацию, для достижения которой и были предназначены эти фрески.

Фрески Сан Марко Осмеяние Христа. Фрагмент. Святой Доминик

Фрески Сан Марко Осмеяние Христа. Фрагмент. Мария

Фрески Сан Марко Воскресение Христа
1440-41. Фреска. 189 x 164 см. Келья 8, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Чтобы закончить ритуал погребения женщины пошли в могилу ранним утром, неся ароматические вещества. Прибыв туда, они нашли могилу пустой. Здесь могила изображена в виде мраморного римского саркофага, помещенного в грот. Женщина смотрит слегка наклоняясь, держа руку у лба, в неожиданности и открытии, разрушающем нормальный порядок вещей. Три другие – на втором плане. Они держат в руке ароматические вещества. Их лица отмечены болью и слезы текут в углах глаз. Лицом к лицу перед ними, ангел показывает на небо и говорит им не «искать живого среди мертвых». Он поручает донести хорошую новость всем другим ученикам Христа.

Христос изображен парящим над облаками, он невесом и окружен мандролой света, излучаемого его телом. Он – победитель и несет знамя победы, на котором цветом крови нарисован крест. Крест больше не символ позора, но знак победы и любви, которая сильнее греха, ненависти и зависти.

Слева изображен молящийся святой Доминик. Три женские фигуры справа принадлежат кисти Беноццо Гоццоли, который был учеником в рабочей группе Фра Анжелико.

Фрески Сан Марко Коронование Марии
1440-41. Фреска. 184 x 167 см. Келья 9, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Коронование Марии из кельи № 9 не похоже на раннюю трактовку художником этой темы. В отличие от картины из Уффици и композиции для реликвария в Сан Марко акт коронования совершается здесь не перед толпой зрителей — главная сцена отделена, а шесть коленопреклоненных святых в нижней части пространства лишь свидетельствуют о ней, не являясь ее непосредственными участниками. Среди них (слева направо) святой Фома Аквинский, святой Бенедикт, святой Доменик, святой Франциск, Святой Петр Мученики святой Марк. Это одна из первых фресок, выполненных Фра Анжелико для монастыря Сан Марко. Они держат руки в сторону от сцены коронования и смотрят в небеса.

В этой серии фресок Анжелико уходит от средневековых прототипов и через ограниченное использование фигур, сдержанность явной передачи эмоций, строгое использование цвета создает свой собственный стиль замечательной изобразительной силы.

Фрески Сан Марко Коронование Марии. Фрагмент

Мария изображена с прижатыми к груди руками, она подалась вперед, принимая корону от Христа. Она сидит рядом с ним в соответствии с традиционными композициями этой сцены.

Фрески Сан Марко Принесение во храм
1440-41. Фреска. 158 x 136 см. Келья 10, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благодаря реставрации в кельях верхнего этажа монастыря Сан Марко, фрески Фра Анджелико были раскрыты в своем первоначальном состоянии. Колорит их оказался светлее, чем до расчистки, цветовые соотношения — тоньше. Передача пространства и моделировка фигур проявились с большей определенностью, ясней обозначилось различие между фресками, выполненными самим Анджелико. и его помощниками. Наиболее сильно расчистка изменила Принесение во храм. Были удалены записи фона красной краской, что позволило восстановить пространственные интервал между фигурами и архитектуру на заднем плане композиции, в том числе алтарь с возженным на нем пламенем между фигурами Мадонны и Святого Симеона. В своем подлинном виде предстали также фигуры Петра Мученика, блаженной Вилланы и младенца Христа, переписанные в середине XIX века.

Фрески Сан Марко Принесение во храм. Фрагмент. Святой Симеон с Младенцем Христом

Фрески Сан Марко Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием
1440-41. Фреска. Келья 11, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Святой Зиновий (343-417) – первый епископ Флоренции. Обратился в христианство в молодости. Славился исключительными способностями воскрешения умерших.


содержание




следующая предыдущая


c-rover
2010