Яндекс.Метрика

Fra Angelico Это старый сайт, испорченный рекламой!

Перейти на новый сайт (без рекламы)

Итальянское Раннее Возрождение

. содержание


на главную следующая


Биография

Фра Анжелико родился предположительно в 1400 году в Виккьо нель Муджелло (Vicchio nell Mugello), близ Флоренции. В 1418 году принял постриг в в доминиканском монастыре в Фьезоле. Свою художественную деятельность начал с иллюстраций религиозных книг.

Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428? — 1433 году в монастыре Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Микелоццо (итальянский архитектор и скульптор) монастырь. В 1445 году папа Евгений IV вызвал Анжелико в Рим расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли Фра Анжелико расписывал фрески церкви в Орвието, а в 1447–1450 годах - стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.

Умер Фра Анжелико в 1455 году, в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где его могила существует до нынешнего времени. Его память празднуется 18 февраля.

Фра Беато Анжелико стал известен под этим именем благодаря Джорджо Вазари (1511-1574), основоположнику современного искусствознания. В своих знаменитых «Жизнеописаниях» он назвал художника «Ангельским» (итал. Angelico), благодаря чему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анжелико. Очень рано его стали называть Беато Анжелико, то есть Блаженный Анжелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году. Изначально его звали Гвидо ди Пьетро (итал. Guido di Pietro). При поступлении в доминиканский монастырь он принял имя Фра Джованни да Фьезоле (итал. Fra Giovanni da Fiesole).

Для творчества Фра Анжелико характерна простота цветовых решений, мягкий лиризм, широкое использование золота. Его искусство проникнуто глубокой и искренней религиозностью. Художник смотрит на мир с благоговейным восторгом, открывая в нем некий отблеск одухотворенной небесной красоты. Его задумчивые светловолосые Мадонны, ангелы в голубых и розовых, затканных золотыми звездами одеяниях хрупки и грациозны и подчас кажутся скорее небесными, чем земными созданиями.

В то же время Анжелико наделяет предстающий в его композициях мир радостным многообразием. Он открывает прелесть цветущих лугов и стройность темных силуэтов кипарисов, прозрачные краски пейзажных далей, движение легких теней, любуется гармоничными формами колонн ренессансных портиков, переносит действие то на городские площади и улицы, то на берег моря или в уютные дворики. Мир Анжелико приветлив и радостен, в нем есть непосредственное, живое очарование. Один из самых утонченных колористов XV века, Фра Анжелико наделяет его изысканной гаммой нежных и чистых красок, нередко сочетая их с позолотой.

Когда в 1455 году Анжелико умер, он считался самым авторитетным художником во Флоренции, но и пятьсот лет спустя не появилось мастера, обладающего столь же безусловной притягательностью. Его творения лишены малейшего отпечатка субъективности, присутствующей в трактовке религиозных сюжетов у ряда крупных живописцев. Напротив, в их основе лежат ясность, дисциплина и душевное смирение, выработанные опытом монастырской жизни Анжелико. Творчество Фра Анжелико всецело подтверждает ту истину, что художник и человек есть единое целое. Его произведения проникнуты нежным и искренним чувством, в зримых образах воплощая мистический дух милосердия, не затронутого ничем мирским, не смущаемого сомнениями. Образный язык Анжелико свидетельствует не об отставании от современных ему художественных тенденций, но об изобразительных намерениях, существенно отличавших его от других мастеров. В его сияющих красках, в радостном лицезрении мира просвечивает чистая вера художника в непреходящий идеал святого искусства.

Фра Анжелико не имеет себе равных в сопереживании религиозным мотивам (художник словно является незримым участником изображенных сцен), в чувстве сострадания, которое проходит через все его творчество, в передаче божественного присутствия в природе, в тихом свете веры, придающем теплоту и гармонию его образам, в постоянстве и прямодушии, с которыми он следовал по избранному пути. Работы ни одного другого художника не воспроизводились столь часто, и, хотя многочисленные репродукции зачастую оставляют желать лучшего, они продолжают выполнять роль, изначально взятую на себя его искусством, свидетельствуя о непреходящей значимости его апостольского служения.

Анжелико учился живописи, как предполагают, у Лоренцо Монако, позднее испытал влияние Джентиле да Фабриано и Мазаччо. Среди многочисленных учеников: Беноццо Гоццоли и Филиппо Липпи. Монастырь Сан Марко во Флоренции превращен теперь в музей Фра Анжелико.

С 30-х годов в работах принимали участие помощники и ученики: в пределлах луврского "Коронования" и кортонского триптиха, фресках в Орвието (Беноццо Гоццоли), в Ватикане (он же), в монастыре Сан Марко (мастера кельи 2, 31, 36); в шкафу для Аннунциаты (А. Бальдовинетти).

В 1984 году Папский Совет по культуре организовал встречу, посвященную жизни и творчеству святого Джованни да Фьезоле, во время которой Папа провозгласил его небесным патроном всех художников и покровителем мира искусства.



Дополнительная информация:

Джорджо Вазари. Жизнеописание фра Джованни да Фьезоле

Стихи Николая Гумилева о Фра Анжелико

Несколько скучноватая Статья о Фра Анжелико от Василия Петровича, с преимущественно фактографическими материалами

Эмоциональная статья итальянского искусствоведа Эльзы Моранте



Примечание:

Настоящий сайт содержит результат поиска по запросу «Фра Беато Анжелико» как это должно бы быть, если бы поисковики работали разумно. Полагаю, что здесь представлены ВСЕ работы Фра Анжелико.

c.rover@narod.ru


содержание




следующая на главную


c-rover
2010